Омская Губерния
Министерство образования Омской области

Список ОИВ > Министерство образования Омской области

Образовательный проект Центр детской креативности «Технопарк»

Актуальность проекта. В ХХI одной из стратегических задач развития России является достижение нового уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу мировой державы, обеспечивающей национальную безопасность страны и занимающей передовые позиции в мировом сообществе в условиях глобальной экономической конкуренции. Конкурентоспособность возможна только в том случае, если инновационная экономика основана на высоких технологиях, значительном интеллектуальном потенциале специалистов высокотехнологичного производства. Развитие же нашего общества в значительной степени зависит от уровня развития материального производства, где в настоящее время в наибольшей степени испытывается дефицит в квалифицированных специалистах. Кроме того, в настоящее время учреждения профессионального образовании готовят только 1,9% специалистов для высокотехнологичного производства, а в учреждения профессионального образования технической сферы приходят выпускники, имеющие низкий уровень общего образования (А.А. Фурсенко). Вместе с тем, стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого специалиста технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы является формирование осознанного профессионального выбора путем их вовлечения в занятия научно-техническим творчеством. Что в свою очередь будет способствовать качеству общеобразовательной подготовки по предметам естественнонаучной направленности и, следовательно, повышению качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования. Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. В современных условиях научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства. Основной целью развития научно-технического творчества школьников является выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов. Научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому НТТМ является важнейшей составляющей образования. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии. Цель обучения школьников основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности

Цель проекта. Создание системы поддержки и развития научно-технического творчества учащихся и молодежи в условиях инновационной развивающейся образовательной среды. Основные задачи проекта: 1. Разработать механизм межведомственного взаимодействия, обеспечивающий интеграцию ресурсов для развития научно-технического творчества учащихся и молодежи. 2. Создать Центр детской креативности «Технопарк», включающую структуры «Образовательная робототехника», «Экология и техносфера», «3D моделирование и конструирование», «Школа бизнеса» как лаборатории научно-технического творчества обучающихся образовательных учреждений города и области. 3. Обеспечить координацию инновационной деятельности по развитию научно-технического творчества детей, учащихся и молодежи. 4. Организовать повышение квалификации педагогов и подготовку научно-педагогических кадров для создания системы тьюторской поддержки учащихся и научного руководства научно-исследовательской, конструкторской и проектной деятельностью детей и молодежи.

Подпроект «Экология и техносфера»

Благодаря развитию техники (техногенезу), исторически сформировалась особая реальность - техносфера. Это относительно самостоятельный естественно-искусственный мир, «вторая природа», где осуществляется разнообразная предметно-практическая деятельность человека. Техносфера определяет реальное бытие современного человека, охватывая почти всю биосферу, часть околоземного космоса. Техносфера выступает одной из причин и важнейшим средством современных глобализационных процессов. Кардинальные изменения в развитии техносферы невозможны без изменения систем ценностей общества, образа жизни людей. Человечество не только создает все более сложную технику, но и невольно вызывает к жизни как предполагаемые позитивные, так и непредвиденные негативные процессы. Это способствует возникновению целого ряда взаимосвязанных кризисов в различных сферах человеческой жизнедеятельности. В условиях глобализации перспектива технического развития оказывается тесно связанной с вопросами безопасности. Важный вклад в разрешение указанных проблем может внести инженерная экология. Инженерная экология, как интегративное научное направление, призвана выявить способы гармонизации взаимодействия техники с природной средой (биосферой) на проектном уровне путем всесторонней социально-экономической и экологической экспертизы технических нововведений, моделирования, прогнозирования их возможного воздействия на природную и социальную среду. Другими словами, инженерная экология предстает как методология развития техники, совместимой с природными (биосферными) процессами. Инженерная экология является не только современной отраслью науки, но и новая, динамически развивающаяся практики, требующая притока компетентных специалистов.

Поэтому освоение обучающимися основ инженерной экологии очень актуально для мотивации и развития их познавательных интересов в этой области и включение в следующие направления деятельности:
• проведение количественной и качественной оценки общего и локального потребления природных ресурсов исходя из местных региональных и федеральных возможностей;
• проведение количественной и качественной оценки влияния различных видов деятельности общества на состояние экологических систем, природных комплексов и природных ресурсов;
• нормирование уровня антропогенных воздействий от различных видов деятельности общества на природную среду;
• обеспечение равновесия в кругообороте веществ и энергии путем ограничения воздействия на природу, исходя из ее возможностей по самоочищению и воспроизводству;
• ограничения воздействия на природную среду с помощью различных методов и средств очистки выбросов в атмосферу, стоков в водоемы, отходов производства, физических излучений;
• создание экологически чистых производств, технологий, оборудования и транспортных систем;
• использование методов экологической профилактики функционирования отраслей и объектов техносферы путем выполнения природоохранных мероприятий и внедрения технологических средств;
• непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;
• использование экономических методов в управлении охраной окружающей среды и рациональным природоиспользованием;
• неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды.

Цель: создание системы обучения, обеспечивающей формирование естественнонаучной компетентности обучающихся на основе использования цифровых образовательных ресурсов.

Основными концептуальными идеями инновационного проекта являются:
• обеспечение образовательного процесса компьютеризированными цифровыми образовательными ресурсами естественнонаучного профиля для практического междисциплинарного обучения;
• проектирование открытой образовательной среды, обеспечивающей построение индивидуальных образовательных траекторий, дающих возможность удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей обучающихся для профессионального развития и личностного роста;
• использование деятельностного и исследовательского подходов на основе оптимального использования компьютеризированных цифровых измерительных лабораторий в процессе обучения физике, химии, биологии;
• усиление практико-ориентированного, прикладного характера при использовании различных форм организации учебного процесса (курсов по выбору, элективных курсов, факультативов, спецкурсов, профессиональных проб) и внеурочной деятельности (НОУ, кружков, социальных практик, очно-заочной школы при ОмГУ, ОмГТУ, ОмГПУ, ОмГИС, ОмГАУ проектной деятельности и др.);
• использование ресурсов социального партнерства с учреждениями профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей для кадрового обеспечения и расширения образовательных услуг, предоставляемых обучающимся;

Таким образом, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) расширяет возможность формирования личностно-ценных качеств обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.), удовлетворение образовательных потребностей обучаемых. Реализация проекта предполагается через учебную и внеурочную деятельность.

Основные задачи проекта: 1. Создание условий для развития естественнонаучного мышления, мотивации и творческих способностей к предметам естественнонаучного цикла на основе ЦОР. 2. Создание развивающей образовательной среды обеспечивающей возможность построения индивидуальных образовательных траекторий с целью удовлетворения индивидуальных потребностей и познавательного интереса обучающихся к предметам естественного цикла (физика, химия, биология, география). 3. Разработка и апробация учебно-методического и программно-методического обеспечения использования ЦОР в урочной и внеурочной деятельности. 4. Разработка и внедрение в образовательный процесс технологий и методик, обеспечивающих развитие ключевых компетентностей всех участников образовательного процесса. 5. Разработка критериев, обеспечивающих оценку эффективности внедрения ЦОР в урочной и внеурочной деятельности. Направления реализации проекта: 1. Научно-исследовательские лаборатории по физике, математике, информатике, географии. 2. Система мероприятий для презентации научно-исследовательских и технических проектов учащихся.  Ожидаемые результаты: - развитие мотивации и расширение возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала; - возможность получения практико-ориентированных знаний по предметам естественно-научного цикла; - повышение качества обучения по предметам естественно-научного цикла; - развитие познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления учащихся, формирование определенного опыта творческой деятельности, технического конструирования; - выработка устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поисково-исследовательской деятельности; - увеличение доли обучающихся, выбирающих для продолжения образования, профессии, связанные с естественнонаучной и технической сферами.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения результатов

Подпроект «Образовательная робототехника»

Внедрение Лего-технологий является одним из современных методов развития научно-технического мышления и творчества. Использование таких технологий позволит реализовывать межпредметные связи, что дает детям возможность применять знания, полученные ими на уроках математики, информатики или физики, на практике через использование Лего-технологий как интегративного курса. Например, получив теоретические знания из курса физики по основам механики, (а из курса информатики – по основам алгоритмики) учащийся может применить их на практике при конструировании какого-либо механизма или робота, что, безусловно, расширит его технологическое мышление и позволит «закрепить» материал. Нельзя также забывать и о том, что функциональность конструируемой модели во многом определяется прочностью усвоения теоретических знаний физики, информатики и др., что во многом определяет когнитивный дуализм индуктивного и дедуктивного методов мышления учащихся. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У обучающихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь строится более логически. В данном возрасте креативные технологические способности учащихся наиболее ярко проявляются в механике и программировании. На наш взгляд, развитие технологических способностей оптимально начинать именно «со школьной скамьи», и программа Лего-технологии нацелена именно на это. Скомпанованность учебного материала позволяет осваивать Лего-технологии как в подгруппах, так и в индивидуальном режиме. В качестве сильных сторон лего-конструирования надо отметить возможность привлечения к занятиям мальчиков (11-17 лет). В современном мире любой школьник по силам собрать большого игрушечного робота. И действительно, с помощью конструктора LegoMindstorms второго поколения любой свирепый монстр и миролюбивый робот оживают. Современная игрушка для детей, которая может решать любые взрослые задачи, прошла серьезные испытания. В тестах принимали активное участие военные. Необходимо выделить высокую мотивационную составляющую учебного процесса при изучении курса Лего-конструирование. Она основана на сочетании нескольких факторов, таких, игровые формы проведения занятий, практическая ориентированность при постановке задач и их технологическое решение, интерес к технологическому конструированию, визуализация этапов программирования модели с помощью программной среды LegoMindstorm 2.0. или LegoControlLab. Кроме того, проведение олимпиад, выставок, на которых учащиеся проявляют технологические способности и уровень сформированности информационно-коммуникационной и коммуникативной компетенций.

Цель: развитие образовательного роботоконструирования на основе конструкторских наборов Lego в рамках лаборатории «Робототехника» Центра детской креативности «Технопарк». Задачи: 1. изучить опыт применения конструкторских наборов Lego в образовательной деятельности; 2. подготовить квалифицированные педагогические кадры для работы в условиях лаборатории «Робототехника» и сетевого взаимодействия в рамках Центра детской креативности «Технопарк»; 3. разработать программно-методическое обеспечение, нормативную и техническую документацию лаборатории «Робототехника», подготовить лабораторию к реализации образовательного процесса и сетевого взаимодействия в рамках Центра детской креативности «Технопарк»; 4. организовать образовательный процесс лаборатории «Робототехника» в образовательной организации; 5. подготовить и провести образовательные события (экскурсии, открытые занятия, интерактивные выставки, мастер-классы, методические объединения и. т.д.) для обучающихся и педагогов других образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия в рамках Центра детской креативности «Технопарк»; 6. подготовить и провести открытый областной конкурс по лего- и роботоконструированию на базе Центра детской креативности «Технопарк». Участники проекта. Школьники 1-11 классов, дошкольники, педагоги дополнительного образования технической направленности, классные руководители, администрация, методическая служба, социальные партнёры, в том числе и родители. Лего – Сад: участники – дошкольники. Цель: Развитие воображения и первоначальных конструкторских умений у дошкольников. Лего – Мир: участники – обучающиеся начальной школы. Цель: Развитие основ конструкторских умений на основе лего-конструирования у младших школьников. Лего – Класс: участники – обучающиеся общеобразовательной школы. Цель: Развитие технического мышления и познавательных способностей обучающихся по техническим направлениям. Лего – Центр. Цель: создание модели взаимодействия между ДОУ, ООУ, УДОД, НПО, СПО по техническим направлениям и профориентационной деятельности.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения результатов

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта. Открыто направление «Робототехника для начинающих», в которой будет осуществляться проектирование и разработка различных робототехнических устройств; деятельность лаборатории планируется направить на разработку и изготовление обучающимися приборов, технических устройств. В краткосрочной перспективе мероприятия проекта должны привлечь к использованию образовательных наборов Lego педагогами различных образовательных организаций. В связи с материальной затратностью открытия данного направления и различными финансовыми возможностями образовательных организаций, спрогнозировать количество педагогов, которые захотят и смогут использовать Lego, назвать достаточно затруднительно. Также мероприятия проекта должны заинтересовать открытием данного направления непосредственно самих школьников, что должно привести к созданию на базе станции ещё минимум двух групп по образовательному роботоконструированию. В долгосрочной перспективе областная станция должна стать координационным центром по внедрению образовательной робототехники в регионе. Оценка эффективности реализации проекта. Проект можно будет считать успешным, если по результатам его мероприятий в регионе появятся организации, использующие в образовательной деятельности наборы Lego. Кроме того показателем эффективности будет служить спрос на данный вид образовательной деятельности со стороны школьников. Дальнейшее развитие проекта. В дальнейшем мероприятия проекта должны носить постоянный характер спривлечением всё большего числа участников и развитием новых направлений. При накоплении достаточного опыта в данном виде образовательной деятельности планируется переход на новый качественный уровень, как организации и координации учебной деятельности в этой области, так и непосредственно образовательной деятельности с подготовкой школьников к участию во всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях.

Подпроект «Технопарк юных инженеров»

Развитие науки, постоянное совершенствование и создание новейших информационных систем, появление высоких технологий, таких как », «3-D моделирование и конструирование», «Школа бизнеса»-, необходимость их внедрения в сферу материально-технического производства становится одним из ведущих приоритетов развития современной инновационной экономики. Чтобы наука действительно стала непосредственной производительной силой, необходимо добиться более тесной координации научного исследования и инженерного проектирования, ориентации науки на практически значимые исследования и ориентации инженерии на оперативную реализацию научных открытий. Чтобы наука действительно стала непосредственной производительной силой, необходимо добиться более тесной координации научного исследования и инженерного проектирования, ориентации науки на практически значимые исследования и ориентации инженерии на оперативную реализацию научных открытий. Для инновационного развития экономики, внедрения высоких технологий создания и развития в стране высоко-технологического производства необходимо высококвалифицированные специалисты с новым уровнем образования, технического мышления. Таким образом, появление высоких технологий вызывает необходимость изменений в образовании, его содержании, материально-техническом оснащении, для обеспечения качественной подготовки специалистов, чтобы удовлетворить потребность инновационной экономики на долгосрочную перспективу. Повышение качества образовательного процесса требует создания новых образовательных центров, обеспечивающих инновационный подход в обучении, ориентированный на развитие профессиональной компетентности будущих специалистов, чтобы обеспечить их успешность в будущей профессиональной деятельности. Для обеспечения более качественной подготовки будущих специалистов высоко-технологического производства необходимо создание преемственной системы профориентационной работы со школьниками для развития их профессиональных интересов, мотивированного выбора ими специальностей технической сферы, их профессионального самоопределения в соответствующих направлениях. Таким новым научно-образовательным центром, позволяющим интегрировать ресурсы, усилия науки, образования и производства может стать «Технопарк юных инженеров» как центр осуществления инновационной образовательной деятельности. Это объединение учреждений дополнительного и профессионального образования (СПО, ВУЗы), связанных партнерскими отношениями с предприятиями региона, цель совместной деятельности которых – создание условий для развития профессиональных интересов и ранней подготовки специалистов технической сферы производства.

Цель. Развитие профессиональных интересов учащихся и молодежи к профессиям и специальностям технической сферы и организация ранней подготовки технических специалистов. Задачи: 1. Создание научно-творческих, проектно-исследовательских лабораторий на базе учреждений профессионального образования для обучающихся 10-11 класса и студентов учреждений всех типов и видов. 2. Обеспечение координации деятельности образовательных учреждений общего и профессионального образования, предприятий для развития интересов учащихся и молодежи к профессиям и специальностям технической сферы и организации ранней подготовки технических специалистов. 3. Разработка программно-методического обеспечения проекта (программы, методические рекомендации и пособия для педагогов и обручающихся). 4. Научно-методическое сопровождение проекта и создание системы тьюторской поддержки учащихся и научного руководства научно-исследовательской, конструкторской и проектной деятельностью обучающихся и молодежи. Ожидаемые результаты: 1. Повышение интереса выпускников школ к специальностям технического профиля. 2. Увеличение количества поступивших абитуриентов на специальности технического профиля. 3. Увеличение количества участников и победителей олимпиад технической направленности. 4. Повышение конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования по техническим профессиям и специальностям.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения результатов

Соглашения с вузами



 

версия для печати