Омская Губерния
Министерство образования Омской области

Сегодня состоялось заседание Законодательного Собрания Омской области, на котором обсуждались изменения в Закон Омской области от 18.07.2013 г. № 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области». За формулировкой скрываются важные поправки в сфере образования, затрагивающие педагогов и родителей
Омское образование дополнительно на обеспечение учебниками и рабочими тетрадями получит 186 млн рублей

Омское образование дополнительно на обеспечение учебниками и рабочими тетрадями получит 186 млн рублей

Сегодня состоялось заседание Законодательного Собрания Омской области, на котором обсуждались изменения в Закон Омской области от 18.07.2013 г. № 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области». За формулировкой скрываются важные поправки в сфере образования, затрагивающие педагогов и родителей

Во-первых, уточняются полномочия министерства образования Омской области по установлению размера и порядка выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования. Сейчас предусмотрена компенсация только за участие в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации 11 классов. С 1 января 2019 года за участие в ГИА 9 классов будет также выплачиваться компенсация.

Во-вторых, скорректированы нормативы обеспечения государственных гарантий на общедоступное и бесплатное общее образование. В настоящее время действует один сводный норматив на приобретение учебников, учебных пособий и средств обучения, величина которого не пересматривалась с 2013 года и на текущий момент не учитывает стоимости средств обучения и учебных материалов. Депутаты поддержали его разделение на три отдельных норматива, которые будут определять расходы на приобретение учебников по каждому уровню образования с учетом их актуальной средней стоимости. В школьных библиотеках появится больше полезной и качественной литературы, фонды существенно обновятся

Выделены отдельные нормативы на пополнение школ средствами обучения, а также на приобретение прописей и рабочих тетрадей для обучающихся первых и вторых классов. Если говорить в целом о предлагаемой корректировке нормативов, то она приведет к увеличению объема средств субвенции местным бюджетам в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 180 млн рублей и позволит обеспечить финансирование учебных расходов в отношении более 214 тысяч обучающихся.

В-третьих, принято решение отказаться от норматива финансового обеспечения на выплату компенсации родителям детей, получающих образование в семейной форме, то есть вне образовательной организации. Нельзя ставить знак равенства между отменой компенсации за семейное образование и правом на семейное образование. Важно понимать, что компенсация не носит гарантированный характер, а ее выплата федеральным законодательством не предусмотрена и является дополнительным расходным обязательством, которое осуществляется только при наличии бюджетной возможности.

Министр образования Омской области Татьяна Дернова опровергла сообщения некоторых СМИ, распространённые накануне о том, что средства, которые направляются на выплату компенсации, будут выведены из системы образования. Это не так. «Средства как были так и останутся в областной субвенции на организацию процесса обучения, которую получают муниципалитеты. Более того, с учетом принятого депутатами решения, финансирование отрасли образования в регионе еще и увеличится», - отметила Татьяна Дернова. Конституционные гарантии на образование предусмотрены только для обучающихся в образовательных организациях, поэтому, по сути, выплачивать компенсацию за семейную форму образования, которую получают дети вне образовательной организации, из средств областной субвенции, неправильно.

Поэтому к принятому сегодня решению есть две важные поправки. Первая касается переноса срока введения в действие отмены выплаты компенсации за семейное образование с 1 января 2019 года на 1 сентября. Это связано с тем, чтобы дать родителям спокойно обдумать и принять правильное и взвешенное решение. Вторая касается разработки меры социальной поддержки семей, решивших обучать своих детей в форме семейного образования, с учетом принципа адресности.

В министерстве образования подчеркивают, что за последнее время участились случаи спекуляций на этой теме, а также то, федеральным законом не предусмотрены полномочия и механизм контроля за получением образования в семье. В этих условиях нельзя обеспечить защиту интересов ребенка при получении образования в семье, в том числе в части содержания образования, методов и средств обучения и воспитания, а также исключить возможность злоупотребления родителями своим правом на выбор семейной формы получения образования детей.

Так, имеют место факты использования суммы компенсации на получение образования в частных школах при том, что законодательством установлена и в нашем регионе реализуется государственная поддержка в форме субсидирования негосударственного сектора в расчете на каждого ребенка по нормативам финансирования муниципальных школ. В 2018 году в городе Омске выявлено 5 обучающихся, числятся на семейном образовании, которые зачислены в негосударственные школы, получающие субсидии на учебные расходы из областного бюджета. Формально частные школы «маскируют» реализацию общеобразовательных программ консультационными услугами.

Имеют место случаи, когда граждане и их дети, постоянно проживающие за пределами Омской области, в целях получения компенсации получают временную регистрацию на территории Омской области. Фактически данные граждане и их дети у нас не проживают. Только в городе Омске по состоянию на октябрь 2018 года по 53 детям, находящимся на семейной форме, отсутствует информация о прохождении промежуточной аттестации за 2017/2018 учебный год. Все эти дети находятся либо за пределами Российской Федерации или имеют временную регистрацию в городе Омске. Из указанных 53 детей 11 детей вернулись на обучение в школы. Распространены случаи, когда дети проходят промежуточную аттестацию в образовательных организациях, расположенных на территории других регионов.

Есть экспертные заключения педагогов, что у тех детей, которые «ушли» на семейное образование и проходят промежуточную и итоговую аттестацию, отметки стали хуже, чем у сверстников в школе, а уровень качества продемонстрированных знаний ниже, чем был до перехода.

Необходимо отметить, что выбор родителями семейной формы обучения никак не связан с физиологическими особенностями и здоровьем детей. То есть для детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, остается специальная компенсация затрат, рассчитываемая индивидуально для каждого ребенка, за которым закреплен педагог для индивидуальных занятий на дому и методической помощи родителям.

У родителей остается право выбора семейной формы обучения, при этом они добровольно принимают на себя обязательства по самостоятельному, в том числе финансовому обеспечению обучения детей в семье. Семейное образование как форма получения образования была введена еще в 1992 году, но активный переход на нее стал фиксироваться после установления соответствующей денежной компенсации в нашем регионе – с 2013 года. Кроме Омской области, подобная мера установлена в Свердловской, Тульской, Тамбовской областях и Пермском крае, но размер компенсации в этих регионах символический.


29.11.2018 12:32

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter