Омская Губерния
Министерство образования Омской области

Список ОИВ > Министерство образования Омской области > августовское совещание

доклад министра образования  |  презентация к докладу министра образования  |  программа совещания  |  резолюция  |  проектировочные группы

 * * * * * * *

Педагоги Омской области официально открыли новый учебный год

Сегодня около четырехсот делегатов от учительской общественности региона, представители исполнительной и законодательной властей разных уровней в областном Доме учителя обсудили тему создания условий для реализации Федерального Закона «Об образовании в РФ» в Омской области

Новый учебный год педагогическое сообщество Омской области встречает в особых условиях – впереди кропотливая каждодневная работа в условиях изменившегося законодательства в сфере образования. Каким образом обеспечить поступательное развитие системы, какие трудности могут возникнуть и какую подготовительную работу надо вести уже сейчас – вот основные аспекты сегодняшнего обсуждения.

Открывая форум, исполняющий обязанности главы региона Юрий Гамбург от имени Губернатора и Правительства Омской области поздравил педагогов с Днем знаний и поблагодарил собравшихся за преданность выбранного ими пути, следование высоким идеалам педагогики и призвал творческую «молодежь», получающую педагогические профессии, готовую работать по современным методикам обучения и инновационным технологиям, идти работать в школы.

По словам Юрия Гамбурга, в течение нескольких лет в регионе будет обеспечено последовательное повышение уровня средней заработной платы всех категорий педагогических работников, от дошкольного до профессионального уровней образования. Обязательно будут сохранены социальные гарантии педагогов малокомплектных школ вне зависимости от наполняемости классов. При этом размер зарплаты конкретного специалиста будет четко увязан с качеством его работы.

В главном докладе Августовского совещания министр образования региона Сергей Алексеев остановился на подведении итогов прошедшего учебного года и обозначении перспективных задач по всем направлениям развития системы образования. Сохранение сети сельских школ, развитие дистанционного обучения, поддержка одаренной и талантливой молодежи, создание отраслевых образовательных кластеров являются главными ориентирами на ближайшее время.

Отдельно министр остановился на дошкольном образовании. С 1 сентября 2013 года этот уровень станет структурным элементом общего образования, что обусловлено современными требованиями к качеству образования, необходимостью обеспечения единства и преемственности образовательного пространства. По словам Сергея Алексеева, это значительно ускорит процесс решения серьезных проблем, накопившихся в системе дошкольного образования.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования РФ Ирина Тараданова, принявшая участие в работе совещания, дала положительную оценку опыту Омской области в решении поставленной Президентом задачи по устранению очередности в детские сады: «Усилия, которые власти Омской области прикладывают для ликвидации очередности в детские сады среди детей в возрасте от 3 до 7 лет, вселяют уверенность, что проблема в регионе будет решена».

Характеризуя новый Федеральный Закон об образовании, Ирина Тараданова заявила, что его главными преимуществами являются «отказ от излишнего администрирования и финансовые гарантии доступности бесплатного образования». Закон закрепил особый правовой статус учителя, систему мер по его поддержке, главной из которых является «привязка» средней заработной платы учителя к средней заработной плате по экономике субъекта.

Качество подготовки рабочих кадров повысит социальное партнерство с работодателями

Интересы власти, бизнеса, системы образования, детей и их родителей могут не совпадать. Привести их к некому общему знаменателю волевым решением невозможно, поэтому необходим диалог и учёт позиции каждого участника процесса – уверены участники Августовского совещания работников системы образования Омской области

Повышению качества профессионального образования будет способствовать целевая подготовка рабочих кадров и специалистов, сотрудничество учреждений с хозяйствующими субъектами в кадровом, материально-техническом обеспечении образовательного процесса, производственной практики.

Как сообщил заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ Валерий Дубицкий, в ближайшие годы предстоит, по сути, сформировать новую структуру подготовки рабочих кадров. Общероссийская стратегия развития системы профессионального образования должна лечь в основу региональных программ модернизации.

В Омской области в текущем году реализованы установленные законодательством государственные гарантии общедоступности среднего профессионального образования при приеме в учреждения на бюджетные места. По словам министра образования Сергея Алексеева, планируется дальнейшее структурное реформирование сети учреждений, обеспечение рациональной концентрации их кадровых и материально-технических ресурсов.

Будет обеспечено функционирование и развитие шести ресурсных центров и 30 двухуровневых образовательных комплексов подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в сфере машиностроения, радиоэлектроники, строительства, автотранспорта, сельского хозяйства и нефтехимии. В качестве механизма модернизации системы профессионального образования в Омской области планируется создание отраслевых образовательных кластеров, охватывающих направления материального производства, транспорта и социальной сферы. Вузам в образовательном кластере отводится роль объединяющего координирующего центра, обеспечивающего внедрение инноваций в образовательный процесс.

До 2015 года в нашем регионе будут созданы 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций по подготовке рабочих кадров, деятельность которых направлена на повышение доступности качественного профессионального образования и укрепление социальных и производственных связей с хозяйствующими субъектами региона в сфере строительства и промышленного комплекса.

"В гонке за новыми местами в детских садах нельзя забывать задачу обеспечения современного качества дошкольного образования"

За последние три года в Омской области создано более 10 тысяч новых мест для дошкольников. В 2012 году консолидированный объем средств, направленный на решение проблемы очередности в детские сады, составил порядка 500 миллионов рублей, в 2013 году он увеличен почти в 4 раза

По словам министра образования Омской области Сергея Алексеева, до 2018 года запланировано создание не менее сорока тысяч мест для дошкольников с помощью строительства новых, реконструкции и ремонта ранее не используемых зданий детских садов и субсидирования развития негосударственного сектора дошкольного образования.

Но, как справедливо отметил в докладе на Августовском совещании работников системы образования Сергей Алексеев, «в гонке за новыми местами в детских садах нельзя забывать задачу обеспечения дошкольного образования современного качества». В соответствии с Федеральным Законом новым этапом развития дошкольного образования станет переход в 2014 году на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

По мнению заместителя директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования РФ Ирины Тарадановой, стандарт принесет серьезные изменения в работу педагогов, он направлен на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуального развития детей и отражает согласованные социально-культурные и общественно-государственные ожидания в сфере дошкольного образования. Стандарт станет ориентиром и для независимой оценки качества образования.

«Наша с вами управленческая задача – добиться равенства возможностей для каждого ребенка на соответствующее стандарту кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса», - обратился к руководящему составу системы образования министр.

Особому рассмотрению в докладе подверглось рассмотрение государственных гарантий в сфере дошкольного образования, которые с 1 января 2014 года будут осуществляться за счет средств областного бюджета посредством предоставления субвенций местным бюджетам на оплату труда персонала и ресурсное обеспечение образовательного процесса.

Объемы субвенций ежегодно будут определяться исходя из нормативов финансирования полнокомплектных дошкольных учреждений и нормативных затрат, не зависящих от количества воспитанников в сельских и малокомплектных детских садах. С 1 сентября 2013 года вводится новый порядок расчета компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми. Размер компенсации поставлен в зависимость от среднего размера родительской платы, фактически сложившегося на территории округа и муниципальных районов, что позволит учесть расходы местных бюджетов, объемы социальной поддержки родителей в каждом муниципалитете в отдельности.

Отсутствие в новом федеральном законе норм, устанавливающих предельное соотношение средств, взимаемых с родителей на уход и присмотр за детьми, не означает, что органы власти вправе переложить все расходы на плечи родителей. «Мы не должны допустить увеличения размера родительской платы. При формировании расходных обязательств местных бюджетов необходимо сохранить фактически сложившееся соотношение», - обратился к руководителям муниципальных органов управления образованием Сергей Алексеев.
 

 

версия для печати