Омская Губерния
Министерство образования Омской области

Список ОИВ > Министерство образования Омской области > августовское совещание

доклад министра образования  |  выступление министра образования (аудиозапись)  |  резолюция конференции  |  итоги работы проектировочных групп  | фотогалерея

* * * * * * * *

В областном Доме учителя завершилась пленарная часть августовского совещания работников системы образования Омской области

Открывая заседание, губернатор Омской области Виктор Назаров отметил, что благодаря программе модернизации общего образования, которую объявило высшее руководство страны несколько лет назад, облик школ в регионе постепенно меняется, учреждения сегодня становятся не только безопасными и комфортными, но и подлинно современными в части предоставления образовательных услуг.

Усилия региональной власти в ближайшей перспективе будут сосредоточены, прежде всего, на решении проблемы доступности дошкольного образования и сохранении сети общеобразовательных школ на селе. «Мы обеспечим положительную динамику роста заработной платы учителей. Будем целенаправленно работать по развитию кадрового потенциала отрасли. Нельзя пренебречь задачами по обновлению деятельности учреждений дополнительного образования, по поддержке одаренной и талантливой молодежи», - обратился Виктор Назаров к собравшимся в зале руководителям образовательных учреждений и муниципальных органов управления образования.

Главный приоритет современного образования - формирование способностей ученика, развитие конкурентоспособной личности, а не передача конкретных знаний.
Чтобы обеспечить новое качество образования, которое остается одним из ведущих факторов динамичного развития страны в целом и Омской области в частности, в школах внедряют федеральные государственные образовательные стандарты.

В отличие от прошлых лет министр образования Сергей Алексеев не стал концентрироваться исключительно на достигнутых показателях, а сосредоточился на конкретной проблематике современного состояния региональной системы образования

Объективно оценивая сегодняшнюю ситуацию, министр образования сравнил результаты ЕГЭ 2012 и 2011 годов. В этом году отмечается снижение результатов по всем предметам, кроме информатики и истории. И только по истории результаты омичей выше среднероссийского показателя. Причины, прежде всего, стоит искать в качественном изменении содержания контрольно-измерительных материалов. Кроме этого, начиная с этого года, были ужесточены требования к процедуре проведения экзамена. Снижение результатов ЕГЭ практически по всем предметам – общероссийская тенденция.

На фоне этих фактов очень значимы успехи Саргатского, Знаменского, Колосовского, Павлоградского, Русско-Полянского, Седельниковского муниципальных районов, где все выпускники при сдаче ЕГЭ преодолели минимальный порог и получили аттестаты. Как положительный момент, можно отметить увеличение количества выпускников, получивших 100 баллов.

По мнению Сергея Алексеева, для повышения качества образования необходимо в первую очередь осуществить переход от управления процессами к управлению программами, внедрять инновационные практики не только в деятельность учителей-новаторов, но и в деятельность каждого педагога. «В основу стимулирования должен быть положен принцип управления по результатам, а у современной школы должен быть современный учитель и руководитель», - обратился к присутствующим министр образования Омской области. Механизмом обеспечения нового качества образования становится введение новых образовательных стандартов. «Участие родителей в разработке основной образовательной программы – одно из требований стандарта», - напомнил Сергей Алексеев.

Показательным в этом плане стало введение в 4 классах предмета «Основы религиозных культур и светской этики». По мнению министра, впервые родители стали активными участниками выбора модулей обучения. До сих пор не у всех сложилось полное понимание, чему именно будут обучать детей, и вопросы, поступающие в министерство, – тому подтверждение. «Мы должны уяснить, что от рассуждений об активном участии родителей в выборе содержания образования уже давно пора перейти к реальным совместным действиям», - уверен министр образования региона Сергей Алексеев.

Во время обсуждения доклада министра образования директор Ключевской общеобразовательной школы Омского района Альбина Иванова пожаловалась на избыточность бюрократии в современной школе

С руководителем общеобразовательного учреждения трудно не согласиться - ежегодно как самим учителям, так и руководству школ приходится участвовать в возрастающем бумагообороте. Тогда как, по словам Альбины Ивановой, хочется по-настоящему углубиться в педагогику творчества, лишенную штампов и формализованных подходов. С этим мнением полностью согласна заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования министерства образования и науки РФ Ирина Тараданова, также выступившая на областном совещании работников системы образования Омской области.

По ее словам, до шестидесяти процентов школьного документооборота - ответы на всевозможные запросы из разных ведомств – избыточны и дублируют одну и ту же информацию. В федеральном министерстве уже озадачены этой проблемой. Один из рациональных выходов – как можно более полно «насытить» информационные школьные ресурсы, сайты, всей необходимой статистической и официальной информацией. Современной школе, о которой говорил Сергей Алексеев, необходимо быть как можно более открытой и прозрачной в своей деятельности.

Материально-техническую базу образовательных учреждений профессионального образования продолжат приводить в соответствие технологическому уровню промышленных предприятий

Широкий спектр образовательных программ начального, среднего и высшего профобразования насчитывает около 400 направлений и специальностей, что свидетельствует о готовности системы обеспечить воспроизводство кадров для различных сфер деятельности региона, в том числе и высокотехнологичных производств.

Показатели трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования Омской области выше средних показателей по Российской Федерации. Расширению возможности трудоустройства выпускников способствует реализация проекта «Малая Родина», в рамках которого в 2012 году 174 студента из 4 омских вузов в период практики были направлены в муниципальные районы Омской области для участия в решении задач социально-экономического развития территорий.

В рамках кластерного подхода в развитии экономики региона создано 9 многоуровневых образовательных комплексов для подготовки рабочих кадров и специалистов агропромышленной, радиотехнической отраслей и сферы обслуживания. Перспективным направлением, на наш взгляд, станет применение кластерного подхода в образовательном пространстве Омской области. Отраслевые образовательные кластеры будут включать все уровни образования, начиная с общего и заканчивая высшим профессиональным. Заказчиком в этой структуре могут быть работодатели и отраслевые министерства. На новый уровень выходит профориентационная работа в школах.

На базе ресурсных центров профобразования за три последних года подготовлено около 3 тысяч рабочих кадров и специалистов. Развивается сеть технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, центра инновационных компетенций, малых инновационных предприятий. Наличие эффективной научно-образовательной структуры позволяет обеспечивать финансирование фундаментальных и поисковых исследований. В 2012 году в рамках реализации Соглашений между Российским гуманитарным научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Омской области реализуется 32 проекта. Финансовая поддержка составляет более 8 млн. рублей.

По статистике, которую привел министр образования региона Сергей Алексеев на августовском совещании работников системы образования, услуги коррекционного образования получают 53,5% детей с ограниченными возможностями здоровья

Задача ближайшей перспективы, по мнению руководителя отрасли, - развитие социальной инклюзии в ее различных формах, организация безбарьерного доступа к получению образовательных услуг детьми данной категории, развитие дистанционных образовательных технологий, профессиональной компетентности педагогов. "Приоритетом становится и организация подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, ведь на сегодняшний день ни одно учреждение профессионального образования области не готовит таких специалистов", - подчеркнул в своем докладе на совещании Сергей Алексеев.

На сегодняшний день в сфере интегрированного, инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья работают центры ранней диагностики и коррекционной помощи, поддержки семьи, лекотеки, логопедические пункты для детей. Увеличивается охват дистанционным обучением.

За последний год создано пять подразделений Психолого-медико-педагогической комиссии, что позволяет выявлять особые образовательные потребности на ранних этапах развития детей и незамедлительно организовывать коррекционную помощь. В ближайшее время начнет работать Центр психолого-медико-социального сопровождения.

Количество детей, обучающихся в режиме инклюзии или интеграции, увеличилось за последние два года более чем на 500 человек. Около полутора тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста не получают образовательные услуги ни в какой форме, а ведь для большинства из них организация ранней коррекции – единственный шанс социализации.

 

версия для печати